Статьи

Какое выбрать мотор-колесо для электровелосипеда, редукторное или с прямым приводом? Или лучше присмотреться к кареточному мотору?

мотор-колесо

Какое взять мотор-колесо? Таким вопросом задается большинство людей, решивших самостоятельно переоборудовать свой велосипед в электрический. По запросу в поисковой строке можно найти много разнообразных статей на эту тему, но очень часто в них встречается много противоречий. К выбору мотор-колеса, впрочем, как и к выбору других компонентов нужно подходить основательно, ведь неправильный выбор комплектующих может оказаться критичен и испортить впечатление от электровелосипеда в целом.

На самом деле, в выборе типа электродвигателя нет ничего сложного, нужно просто разобраться в основах. И в этой статье, я постараюсь максимально просто, но информативно помочь определиться с правильным выбором.

На данный момент, существует три наиболее популярных и эффективных вида моторов для электробайков, это: редукторные мотор-колеса, мотор-колеса с прямым приводом и кареточные электромоторы.

У всех из них есть как сильные, так и слабые стороны. В каких-то ситуациях будет лучше использовать один тип, в каких-то другой.

Чтобы не тратить ваше время, я сразу расскажу о золотом правиле выбора мотор-колес:

Если вам не нужна скорость выше 40 км/ч, то ваш выбор — редукторное мотор-колесо. Если нужна скорость более 40 км/ч — вам нужно мотор-колесо с прямым приводом. Все.

— Как все?! Так просто? А как же кареточные моторы? Если у вас в голове возникли эти или похожие вопросы или вы хотите знать больше — читайте дальше.

Мотор-колесо — это электродвигатель, который устанавливается вместо обычного колеса. Бывают, как задние мотор-колеса, так и передние. Сам двигатель похож на очень большую велосипедную втулку заспицованную в обычный обод. В свою очередь, мотор-колеса делятся на редукторные и прямо-приводные.

Важный момент: мощность электровелосипеда определяет контроллер, а не мотор. На моторах указывается номинальная мощность, которую они способны «переварить» без вреда для себя.

 

Редукторные мотор-колеса

Редукторное мотор-колесо

Редукторное мотор-колесо

Этот тип мотор-колес наиболее распространен, их используют чаще всего. И это неспроста.

Эти моторы отличаются наличием редуктора, как и следует из названия. Редуктор нужен для повышения крутящего момента. А также, для обеспечения свободного наката велосипеда, когда электродвигатель отключен. Таким образом, можно получить бОльшую выходную мощность мотора при меньшей потребляемой мощности. Благодаря этому, редукторные МК имеют небольшие размеры и малый вес.

Важный момент: при одинаковой заявленной мощности, у редукторного мотор-колеса тяга и разгон будут всегда лучше, чем у мотор-колеса с прямым приводом. Например, 500w редукторное МК по тяге и разгону будет примерно эквивалентно 1000w МК с прямым приводом.

Редуктор требует проведения ТО в виде замены смазки и осмотра в целом, а также замены шестерней. Ресурс шестерней составляет в среднем 7-9 тыс. км! Хочу подчеркнуть этот момент, так как в интернете очень много мифов на тему ненадежности редукторных мотор-колес. Мотор-колеса с прямым приводом немного более надежны, чем редукторные — это правда. Но это вовсе не означает, что редукторные мотор-колеса ненадежны. Они просто немного менее надежны из-за более сложной конструкции, вот и все. Не нужно этого бояться.

Винят в «ненадежности» редукторных мотор-колес, в первую очередь, «пластиковые» шестерни. Шестерни в редукторных МК изготовлены из нейлона. Они отлично выдерживают нагрузки и не шумят, как если бы в моторе стояли металлические шестерни. Производители не используют металлические шестерни не для того, чтобы мотор у вас побыстрее сломался и вы купили новый, а потому, что это не имеет никакого смысла. Они будут шуметь, больше весят и будут изнашивать несменный венец на крышке мотора.

Плюсы редукторных мотор-колес:
— Свободный накат, как на обычном велосипеде
— Малый вес
— Небольшие размеры
— Приемлемый КПД во всех диапазонах скоростей, хорошо показывают себя на подъемах и стартах

Минусы редукторных мотор-колес:
— Нельзя получить большую скорость (выше 40 км/ч) при стандартной комплектации
— Нельзя получить большую мощность (выше 1000w номинально) при стандартной комплектации
— Меньшая надежность, требуют замены шестерней

Мотор-колеса с прямым приводом

Мотор-колесо с прямым приводом

Мотор-колесо с прямым приводом

Этот тип мотор-колес нужен только для больших скоростей и больших мощностей. С ним ваш велосипед станет уже скорее электроскутером или даже электромотоциклом.

Прямоприводные мотор-колеса обладают максимально простой конструкцией. Они состоят только из ротора и статора. Благодаря этому, они более надежны.

Но стоит так же сказать о том, что во всех электродвигателях установлены датчики холла. Они нужны для более эффективной работы. И чаще всего — именно датчики холла оказываются слабым звеном. Если хотя бы один из трех выходит из строя — мотор, скорее всего, перестанет работать. Решается эта проблема простой заменой сгоревших датчиков на новые.

Из-за отсутствия редуктора, у мотор-колес с прямым приводом плохой КПД на низких скоростях. Они не так хорошо справляются с подъемами, как редукторные или кареточные моторы.

Кроме того, у таких моторов имеется сопротивление движению. Это значит, что вам будет труднее крутить педали, когда мотор отключен.

И мне на самом деле жаль людей, которые по незнанию или начитавшись неверной информации выбрали для себя мотор-колесо с прямым приводом и используют его со слабым контроллерам и батареей. В итоге они получают скорость всего 30-35 км/ч и низкую мощность. Мотор просто не может раскрыть свой потенциал в такой комплектации, а владельцам приходится мириться с огромным весом мотора и сопротивлением движению при кручении педалей.

К плюсу прямоприводных МК часто относят возможность рекуперации. То есть, возвращение энергии при торможении от мотора обратно к батарее. Иными словами, возможность использовать мотор, как генератор.

На самом деле, рекуперация на электровелосипеде крайне неэффективна и практически лишена смысла. Процент возвращаемой энергии очень низок и не восполняет тех минусов, которыми обладает МК с прямым приводом. Такие крупные производители, как MXUS, например, не одобряют рекуперацию и отключают эту функцию по умолчанию.

Плюсы мотор-колес с прямым приводом:
— Можно получить большую скорость (выше 40 км/ч) при стандартной комплектации
— Можно получить большую мощность (выше 1000w номинально) при стандартной комплектации
— Более надежны, не требуют проведения ТО

Минусы мотор-колес с прямым приводом:
— Сопротивление движению, тяжелее крутить педали
— Большие размеры
— Большой вес
— Плохой КПД на низких скоростях
— Требуют мощную батарею и контроллер для нормальной работы, а также крепкую раму

Бонус: какое мотор-колесо выбрать, переднее или заднее?

На самом деле, здесь все достаточно просто. Если позволяет конструкция велосипеда — всегда предпочтительнее заднее мотор-колесо.

Вилка велосипеда не рассчитана на подобного рода нагрузки. Если вы установите переднее мотор-колесо, увеличится износ вилки. А дропауты (крепления) вилки могут попросту сломаться или провернуться, такие случаи происходят очень часто. Дропауты приходится усиливать специальными усилителями. Еще к одному минусу можно отнести пробуксовку переднего мотор-колеса.

Когда имеет смысл устанавливать переднее мотор-колесо? В том случае, если конструкция вашего велосипеда не позволяет установить мотор-колесо назад. Например, если у вашего велосипеда сзади установлена планетарная втулка или ножной тормоз. Или если у вас очень сложная и дорогая трансмиссия, в которую не хочется вмешиваться и вы планируете установить маломощный мотор.

Кареточные электромоторы

Кареточный мотор BafangКареточный мотор Bafang (8FUN)

Такие моторы являются достаточно узконаправленными и значительно реже используются для переоборудования обычных велосипедов в электрические. Они нужны, как правило, для передвижения в очень холмистых или даже горных местностях. Кроме того, такие моторы устанавливают владельцы двухподвесных велосипедов для экстремальной езды по бездорожью. В этих случаях кареточный мотор будет предпочтительнее. Все дело в том, что такие моторы устанавливаются в каретку велосипеда и передают крутящий момент через цепь на заднее колесо. Это значит, что вы сами можете регулировать величину крутящего момента, используя велосипедные передачи, тем самым получая либо очень хорошую тягу, либо достаточно большую скорость.

Если вы не живете в очень холмистой местности и не занимаетесь экстремальной ездой по бездорожью с крутыми подъемами и сложными маршрутами — то не стоит рассматривать этот тип двигателя, так как у него есть весомые минусы по сравнению с мотор-колесами. Для нечастых заездов по лесным дорогам и бездорожью достаточно мощного редукторного мотор-колеса.

Если вы все же планируете приобрести кареточный мотор, то вам необходима хорошая, надежная трансмиссия, которая будет четко отрабатывать каждое переключение.

Плюсы кареточных электромоторов:

— Очень широкий диапазон передач, можно получить отличную тягу, либо приличную скорость
— Лучше расположение и развесовка, так как мотор находится по центру и не встроен в колесо

Минусы кареточных электромоторов:
— Износ трансмиссии велосипеда при работе электродвигателя
— Имеют ощутимое сопротивление при кручении педалей, когда батарея разряжена
— Меньшая надежность и дороже ремонт, по сравнению с мотор-колесами
— Нужно постоянно пользоваться передачами, необходима хорошая трансмиссия
— Высокая стоимость

На этом, пожалуй, все. Подводя итог, можно сказать, что в большинстве случаев лучше присмотреться к редукторным мотор-колесам. Этот тип моторов продолжает совершенствоваться, появляются все более легкие и мощные модели. Главное не прогадать с необходимой мощностью при выборе! Но это уже другая история, о которой нельзя рассказать в двух словах и в которой тоже следует тщательно разобраться…

Остались вопросы? Обязательно спрашивайте в комментариях! 🙂

UpGradeBike.ru — Электровелосипед из обычного велосипеда
Наша группа в ВКонтакте: vk.com/upgradebike
 

Кареточный мотор Tongsheng TSDZ2 48v 500w

37 000 
Кареточный мотор для электровелосипеда (подвесной, Mid drive) TSDZ2 48v 500w с ручкой газа и умным датчиком педалирования (Torque Sensor) Датчик регулирует уровень помощи в зависимости от степени нажатия на педали, делая ваши поездки по настоящему комфортными. Отлично подходит как для тех, кто любит крутить педали, так и для любителей драйва и скорости, благодаря наличию ручки газа Кареточный мотор подходит для 68мм и 73мм кареток Вес: 3.6 кг Номинальная мощность: 500w Скорость: до 45 км/ч (зависит от системы звезд велосипеда) Крутящий момент: 80N.m Напряжение: 48v Дисплей: VLCD5 Сертификация: CE / EN 14764/ ROHS Класс влагозащиты: IP54 Контроллер: интегрированный Передняя звезда: 42T Кроме самого кареточного мотора в комплект входят: - Ручки тормоза или датчики с отключением питания (на выбор) - Ручка газа куркового типа (можно укомплектовать другой ручкой) - Дисплей VLCD5 и пульт управления - Интегрированный контроллер - Датчик скорости - Пара шатунов  - Ключ и весь необходимый крепеж Для работы остается доукомплектовать кареточный мотор батареей 48v

Мотор-колесо 350w MXUS XF08C (кассета)

8 999 10 900 
Мотор-колесо MXUS XF08C (кассета) 350w Версия мотора с креплением для кассеты, рекомендуется использовать с контроллерами до 15А Обод: двойной, алюминиевый, под V-brake или дисковый тормоз Спицы: усиленные 12G (2.6мм). Для передних моторов возможно использование спиц 13g (2.3мм) Напряжение (V): 24/36/48 Мощность (W): 500 Вес (КГ): 3.5 Посадочное место (mm): 145

Мотор-колесо MXUS GDR19 1000w

16 999 19 999 
Заднее редукторное мотор-колесо MXUS GDR19 (XF-19) 1000w под трещотку Скоростная версия, 470 RPM (оборотов в минуту) Скорость в 26" ободе на холостом ходу - 64км/ч Скорость в 28/29" ободе на холостом ходу - 72км/ч Тип: Редукторное Задние звезды: под трещотку Крепление тормозного ротора: есть Длина кабеля: 20см + удлинительный кабель 60-80см Максимальная скорость: 45-50 км/ч (в 26" ободе при напряжении батареи 48v) Номинальная мощность: 1000w Вес: 4.7 кг Посадочное место: 140мм Рекомендуемое напряжение: 48v/60v Коэффициент редукции: 1:5 Крутящий момент: 100 N.m Влагозащита: IP54 Крепеж и удлинительный провод в комплекте Рекомендуемый максимальный ток контроллера - 30-35А. Использование более мощных контроллеров только при наличии термоконтроля обмоток мотора Обязательно ставьте усилители дропаутов, так как рама велосипеда изначально не предназначены для установки в них моторов и не рассчитаны на подобные нагрузки

Мотор-колесо MXUS XF07 переднее 250-350w

7 999 9 900 
Мотор-колесо MXUS XF07 350w -  редукторное переднее мотор-колесо, можно использовать с контроллерами до 15А Обод: двойной, алюминиевый, под V-brake или дисковый тормоз Спицы: усиленные 12G (2.6мм). Для передних моторов возможно использование спиц 13g (2.3мм) Вес мотора без обода: около 2.8кг Номинальная мощность мотора: 350w Посадочное место (ширина): 100мм Количество отверстий для спиц: 36 Напряжение: 36/48v Класс влагозащиты: IP54 Крепление тормозного диска: есть Коэффициент редукции: 1:4.4 Тип: редукторное Расположение: переднее   

Мотор-колесо MXUS XF08 заднее 250-350w

7 999 9 900 
Мотор-колесо MXUS XF08  350w - редукторное заднее мотор-колесо, можно использовать с контроллерами до 15А Обод: двойной, алюминиевый, под V-brake или дисковый тормоз Спицы: усиленные 12G (2.6мм). Для передних моторов возможно использование спиц 13g (2.3мм) Вес мотора – 2.6 кг Посадочное место – 135 мм Количество отверстий для спиц – 36 Напряжение 36/48v

Мотор-колесо MXUS XF15C 500w (кассета)

16 000 20 000 
Мотор-колесо MXUS XF15C 500w  Версия мотора с креплением под кассету Обод: двойной, алюминиевый, под V-brake или дисковый тормоз Спицы: усиленные 12G (2.6мм). Для передних моторов возможно использование спиц 13g (2.3мм) Тип: Редукторное Напряжение (V): 24/36/48 Номинальная мощность (W): 500 Вес (КГ): 3.5 Посадочное место (mm): 145 Максимальная скорость: 35-45 км/ч (в 26″ ободе при напряжении батареи 48v) Рекомендуемый максимальный ток контроллера – 22А

Мотор-колесо MXUS XF15F 500w переднее

9 900 12 600 
Мотор-колесо MXUS XF15F 500w - редукторное переднее мотор-колесо, рекомендуется использовать с контроллерами 22A Обод: двойной, алюминиевый, под V-brake или дисковый тормоз Спицы: усиленные 12G (2.6мм). Для передних моторов возможно использование спиц 13g (2.3мм) Тип: Редукторное Напряжение (V): 24/36/48 Номинальная мощность (W): 500 Вес (КГ): 3.5 Посадочное место (mm): 100 Максимальная скорость: 35-45 км/ч (в 26″ ободе при напряжении батареи 48v)  

Мотор-колесо MXUS XF40-30H 1000w заднее

9 900 12 900 
Мотор-колесо MXUS XF40-30H 1000w - мощное direct drive мотор-колесо для электровелосипеда под трещетку Напряжение (V): 24/36/48 Мощность (W): 1000-1500w Вес (КГ): 6 Количество отверстий под спицы - 36 Посадочное место (mm): 135 Долговременный ток - 25А Максимально допустимый кратковременный ток - 35А Обязательно ставьте усилители дропаутов, так как рама велосипеда изначально не предназначены для установки в них моторов и не рассчитаны на подобные нагрузки
Обратно к списку